Вопросы про вспышку специалисту

Как часто бывает, что человеку просто некому задать самый «глупый вопрос» про то или иное студийное оборудование? Наверное, с подобным сталкивались практически все. Причины могут быть самыми разными. Но сегодня речь пойдет не о них.
Бытует мнение, что «настоящему фотографу вспышка не нужна». Будем искоренять это убеждение самым серьезным образом. Настоящий фотограф должен уметь правильно использовать любые аксессуары, чтобы знать, как на практике с их помощью решить поставленные задачи.

Итак, знакомьтесь с десятью вопросами о вспышках от начинающих фотографов, на которые чаще всего приходится отвечать специалистам магазина студийного оборудования Фотогора.

самые распространенные вопросы о вспышке для фотокамеры

1. Почему необходимо уметь пользоваться вспышкой? Чем применение фотовспышки лучше, чем увеличение ISO?

– Если отвечать на этот вопрос коротко, то следует начать с того, что вспышка – это дополнительный источник света. Уже давно доказано, что увеличение значений ISO ухудшает качество снимка даже у современных профессиональных фотоаппаратов. То, что говорят «ISO рабочее», значит лишь, что на этом ISO можно получить приемлемый результат. Но не значит совсем, что снимок будет лучшего качества.
Кроме того, раз вспышка – дополнительный источник света и, если она установлена на на фотоаппарат, а может работать независимо от него, означает, что этим источником можно рисовать.
Грамотно используя вспышку, фотограф может подчеркнуть на снимке нужное и спрячет ненужное. Вспышкой можно придать человеку определенный характер, сделать снимок жестче или мягче. Этому должен научиться любой, кто считает себя фотографом. Будет человек в дальнейшем использовать эти знания или нет – дело другое, но уметь обязан каждый.

2. Если фотограф знает в теории, как использовать выносную накамерную вспышку, какого уровня накамерную вспышку (модель) нужно приобрести для начала?

– Вопрос какую вспышку приобрести заключается не столько в том, как фотограф умеет использовать ее, а двух других – финансов и применения аксессуара. Если предполагается профессиональное применение, то еще год назад мы бы рекомендовали приобретать исключительно родные вспышки – для Nikon – Nikon, для Canon – Canon. Исключение, пожалуй, составляли только вспышки Metz, которые уже тогда были не хуже родных по качеству.
Качество исполнения определяет надежность. В случае профессионального применения именно надежность обуславливает придется носить одну вспышку в рюкзаке свадебному фотографу или таскать за собой две. Подведет вас вспышка в тот момент, который не повторить? Не нужно, наверное, напоминать, что именно фотограф за это ответственный. И как бы дороги не были родные вспышки, профессионалы обязаны были приобретать именно их, вне зависимости от имеющегося бюджета.

Но примерно год-два назад неожиданно резко выросла культура производства в Китае. У нескольких производителей почти одновременно появились вспышки с высоким качеством изготовления и функциональностью, которые были не хуже брендовых, а некоторые производители стали дальше развивать модели, улучшать и экспериментировать, зачастую вполне удачно.
Например, Grifon ETTL V860C – накамерная вспышка, в которой есть все функции, а помимо этого возможность подключения радиоуправления по USB, и работает она не от батареек, а от литиево-ионного аккумулятора. Это позволяет ей работать дольше, быстрее перезаряжаться и делает ее легче на несколько десятков грамм. А если учесть, что день свадебного фотографа длится порой 10-12 часов, когда он практически не выпускает фотоаппарат из рук, то несколько десятков грамм – не такая и малость.

3. Какие параметры должны быть обязательны в модели, чтобы человеку научиться снимать со вспышкой, использовать ее не на автомате.

– В современных вспышках ценятся больше всего именно автоматические режимы. И большинство вспышек на рынке, которые имеют автоматический режим, могут использоваться, в том числе, и в мануальном (ручном) режиме. Но не все.
Чаще всего полностью автоматические вспышки, без возможности перевести в ручной режим, – это недорогие модели крупных производителей, например, Canon 430EX. Вероятно с целью маркетинга производители-монстры просто кастрируют свои модели, считая, что любительские вспышки должны работать только на автомате, ну или для того, чтобы облегчить жизнь любителям, и они не мучались.

В целом же идет постоянная гонка – производители вспышек выпускают новые вспышки, а производители синхронизаторов добиваются совместимости с новыми моделями. Так как продвинутые фотографы редко используют вспышку, просто установив ее на камеру, чаще вспышку размещают отдельно, для этого и нужен синхронизатор.

4. Можно ли снимать с накамерной вспышкой в студийных условиях?

– Конечно можно! Есть даже обособленное направление под названием стробизм. Это вполне литературное слово, произошедшее от английского стробо (вспышка). Накамерная проигрывает студийной вспышке только по двум основным параметрам – мощности и возможности установки насадок. К преимуществам работы с накамерными вспышками в качестве студийных относят энергонезависимость, большую функциональность (возможность работы как в ручном режиме, так и в TTL), универсальность (можно работать как в студийном неспешном режиме, так и снимать динамичные репортажи).

что такое стробизм

5. Что такое ведомая вспышка? Чем она отличается от ведущей? Какая модель вспышки может быть ведущей или ведомой? От чего зависит количество ведомых вспышек? Может ли быть больше, чем одна ведущая вспышка?

– Ведомая и ведущая вспышки называются также Master и Slave. Из самого названия вспышек понятно, что ведомая следует за ведущей, то есть ведомая срабатывает от ведущей, а не наоборот. Современные вспышки с помощью коротких световых импульсов, предшествующих основной вспышке, умеют передавать от ведущей к ведомой не только время, когда она должна сработать, но и могут передать сигнал на уменьшение или увеличение мощности импульса. Таким образом, поставив одну ведущую вспышку на камеру, а расставив несколько вспышек вокруг объекта съемки, можно даже в автоматическом режиме получить правильно экспонированный снимок. Естественно, надо, чтобы модели вспышек были оснащены функциями Master и Slave и были совместимы, так как система Nikon и Canon используют разные системы синхронизации. Ту же схему можно использовать в ручном режиме, но мощность придется устанавливать и подбирать вручную.

8. Когда бесполезно применять вспышку? Когда ее вообще не следует использовать, ведь есть ситуации, где использование вспышки может только навредить изображению (не берем во внимание уместность, типа съемки в церкви на крестинах и т.д.).

– В пейзажной фотографии чаще всего вспышка бесполезна. При съемке новорожденных прямой свет вспышки в глаза не рекомендуется (следует использовать софтбокс), также бессмысленно использовать вспышку при видеосъемке.
Если говорить о художественности, то вспышка – это просто источник света. Источник (с точки зрения качества света) не лучше и не хуже остальных, а потому стоит применять его там, где нужен дополнительный источник света и не задействовать, если экпозиция достаточна для создания хорошей картинки.

9. Есть ли оптимальные стандартные настройки для вспышки? Какие параметры и для каких условий лучше всего использовать?

– Как и с освоением фотокамеры, самой первой рекомендацией будет прочесть инструкцию и отработать все функции – ручные, автоматические, срабатывание по второй шторке, высокоскоростная синхронизация и прочие, которые есть во вспышке. Еще можно порекомендовать при неспешных условиях использовать ручной режим, при быстро меняющейся освещенности и быстрой смене сюжета – автоматический. В условиях съемки движения при низкой освещенности – режим по второй шторке.by Juan Osorio

by Juan Osorio

10. Самый весомый аргумент, почему вспышка должна быть у каждого фотографа? И почему ею нужно уметь пользоваться?

Само понятие фотографии – это рисование светом. Вспышка – одна из возможностей рисования светом в сложных условиях. Сложно представить фотографа, который не пытался бы снимать людей, и в частности людей в помещении. Вспышка – самый удобный портативный источник света. Но выбор всегда за фотографом!

.