Великие фотографы. Ирвин Пенн и его проклятие

«Если я смотрю на какой-либо предмет в течение некоторого времени, то зрелище зачаровывает меня. Это и есть проклятье фотографа» 

Ирвин Пенн

Ирвин Пенн (Irving Penn) ‒ одна из ключевых фигур фотоискусства. Он входит в первую мировую десятку мастеров жанра, определенную журналом «Популярная фотография». Фотограф ушел из жизни совсем недавно, в 2009 году, но кажется, что жив до сих пор ‒ настолько глубоко, фундаментально и всепроникающе его творчество.

Ирвин Пенн – настоящий классик, легенда и практически мифологический персонаж, снимавший чуть ли не всех знаменитостей.

великие фотографы. Irving Penn

Он фотографировал Сальвадора Дали и Игоря Стравинского, Кейт Мосс и других, при этом Пенн всегда был новатором. Наверное, неповторимая особенность работы и сделала его одним из «столпов фотографии». Фотографии by Irving PennФотографии by Irving PennФотографии by Irving Penn

Он придумал множество приемов, которые сегодня используются повсеместно. Чего стоит только реклама косметических средств Clinique, выставленных в ряд на скромной полочке в ванной. Она послужила «точкой отсчета» для большинства сегодняшних кампаний по уходу за внешностью и открыла новые горизонты в предметной фотографии.

Конечно, Пенн известен прежде всего, не съемкой косметики, а своими феноменальными портретами и натюрмортами. Он очень много работал для Vogue, создал огромное количество шедевров в рамках съемок от кутюр. С появлением первой фотографии на обложке журнала (в 1943 году) началась карьера длиной более чем в полвека.

Ирвин Пенн. Обложка журнала Vogue. 1943 год

В середине 80-х годов Ирвин Пенн увлекся созданием крайне необычных предметных композиций, ставших, так же как и его четкие, графичные фото моделей, визитной карточкой мастера. Он никогда не боялся показывать объекты с «некрасивой» стороны. Фрукты на его снимках раздавлены пальцами; фоном для огромной пчелы, снятой крупным планом, служат ярко накрашенные женские губы, на которых она сидит. Есть у Пенна и совершенно идеальные с точки зрения композиции натюрморты и портреты ‒ по ним учатся множество сегодняшних новичков. самые дорогие фотографии

Стиль Ирвина Пенна – сочетание идеальности и провокации

Начав работу во времена моды на стерильные, выверенные, как бы приглаженные изображения, Пенну удалось довести свои фотографии до совершенства и абсолютно видоизменить. Его идеально накрашенные модели замирали в аффектированных позах на фоне лаконично выбеленного или серого заднего плана. Сложно представить, что когда-то такой подход стал революцией в фэшн-съемке, настолько сегодня мы привычны к подобным приемам. Ирвин Пенн. Фотосъемка моделейМодельное портфолио. Ирвин Пенн

Фотограф работал в крайне необычной манере, практически никогда не использовал штативы, специальные устройства. В работе был чаще всего только один источник света, да и тот – боковой. Его коллега и такой же всемирно признанный мастер, Сесил Битон, говорил, что Ирвин специально все усложнял, и так проявлялось его видение. модель Лиза Фонсагривс жена Ирвин Пенн

Именно Ирвин Пенн ввел в обиход понятие супермодели ‒ первой из них стала его жена, Лиза Фонсагривс. Ее творческая жизнь была одной из самых длительных и успешных в модной индустрии.

Фотографу вообще нравилось работать с драматичными, сильными женщинами, чей характер он передавал в серии снимков обнаженной натуры. Сочетание открытой взглядам кожи и окружающей «рамки» ‒ смятой постели, жесткого корсета на шнуровке, монохромного сурового фона ‒ придавало снимкам волнующую эротичность, даже если никаких «интригующих деталей» не было видно.Irving-Penn-19

ню фотография Ирвина Пенна

Натюрморты Пенна ‒ отдельная тема для исследования. Одна из наиболее провокационных и известных его работ (если не считать портрет Пабло Пикассо) ‒ не изображение супермодели, а лист бумаги с лежащими на нем смятыми окурками. В ней удивительно сочетаются неприглядность объекта и совершенство передачи его вида и композиции. Контраст вызывает у зрительской аудитории особые эмоции, генерировать которые умел только Ирвин Пенн.

Ирвин Пенн Окурки

Его натюрморты, да и многие портреты, носят печать знания о том, что все в мире не вечно, все распадается и умирает, но красота мгновенья может сохраниться, даже когда модель потеряет ее. натюрморты Ирвина ПеннаОбращался фотограф и к более спокойному стилю. Его вдохновляли сдержанный американский сюрреализм Джорджо де Кирико; экзотические страны, из которых он привозил серии всемирно известных сегодня этнографических фотоэссе. Например, коллекция двухсот снимков из Перу недавно была куплена за 175 тысяч долларов США.фотографии Ирвина Пенна

Пенн очень любил работать с угловыми композициями ‒ замкнутое пространство и игра светотени давали ему вдохновение (хоть иногда и вызывали дискомфорт у моделей). Режиссера А. Хичкока он снимал на фоне случайно купленного ковра, моделей усаживал на мотоцикл, а во время работы над проектом Small Trades фотографировал представителей разных профессий с их рабочим инструментарием в руках. Альфред Хичкок. Фото Ирвина Пенна

Краткая биография

Сложно и неприятно представлять, что мир мог не увидеть всего богатства, подаренного Пенном. Он поначалу даже не собирался заниматься фото, обучаясь при Филадельфийском музее (Школа искусств), но бросил рисовать. Неудавшийся живописец родился в американском штате Нью-Джерси (г. Плайнфилди). Произошло это летом 1917 года, в июне. Семья была творческой ‒ младший брат Ирвина, Артур, тоже стал известным деятелем искусства ‒ режиссером и продюсером.

Основные сведения о профессии юноша получил от Алексея Бродовича, к которому в 18 лет записался на курс промышленного и рекламного дизайна, и которого впоследствии вспоминал с большой благодарностью и теплотой. Подработки в фэшн-журнале Harper’s Bazaar (там были опубликованы рисунки Ирвина) отточили его мастерство, и после окончания учебы в 1938 году будущий фотограф стал журнальным арт-редактором в Лиге Юниоров. Оттуда он перешел в крупнейший нью-йоркский универмаг Saks на 5 Авеню, из которого неожиданно уволился и уехал в Мексику ‒ рисовать и думать о своем предназначении.

Вернувшись, Ирвин Пенн сделал главный шаг в своей профессиональной жизни ‒ пришел в Vogue. Легендарный арт-директор Александр Либерман взял его к себе ассистентом ‒ фотографу вообще везло на учителей. Масштаб фигуры работодателя не мешал Пенну демонстрировать характер. Либерман говорил, что с Ирвином крайне трудно договориться, с чем тот весело соглашался. Поскольку 26-летний дизайнер-помощник имел свои, крайне оригинальные, взгляды на то, как должны выглядеть снимки, ему вскоре посоветовали делать их самому. Так Ирвинг Пенн и стал фотографом.

С Vogue он сотрудничал всю свою жизнь, даже когда основал собственную студию в Нью-Йорке в 1953 году. Создать студию фотографу пришлось, так как в журнале считали, что его фото буквально «прожигают» страницы, а, кроме приглаженных и пристойных снимков, Ирвин делал и неоднозначные для восприятия в то время самобытные работы.

фотографии Ирвина Пенна

Впрочем, за «формальную» рекламу и коммерческую съемку ему не должно быть стыдно ‒ заказы поступали в огромных количествах, хотя сам Пенн вспоминал об этом с горечью. Он работал для бриллиантовой компании De Beers, известных домов моды, делая по 200-300 страниц в год, но интерес к высокой моде в нем постепенно угас.

Фотограф обратился к художественному портретированию, стал работать в черно-белой манере. Портрет жены фотомастера ‒ например, свою жену он снял в таком стиле. Снимок поместили на обложку того же Vogue, хотя журнал ранее не практиковал. Со своей передвижной студией фотохудожник стал путешествовать. Он объездил всю Новую Гвинею, Латинскую Америку, был уверен в том, что должен поражать и удивлять аудиторию. Безмятежность и простота его работ в сочетании с мистическим ощущением от них ‒ особенность стиля Пенна. Он черпал вдохновение из обыденных вещей, раскрывая их с новых сторон.photo by Irving Penn

Сегодня работы Ирвина Пенна представлены во всех крупнейших музеях мира ‒ от нью-йоркского Метрополитен до лондонского Виктории и Альберта. Он выпустил около десятка книг, выставлялся во множестве галерей и оставил грандиозное наследие. Уйдя из жизни в возрасте 92 лет, Пенн не стал «лицом из прошлого» ‒ все его работы удивительно актуальны, хоть уже и навсегда вплетены в ткань  прошлого.

.