Психологи считают, чтобы быть успешным человеком, необходимо общаться с талантливыми и жизнерадостными людьми. Если посмотреть по сторонам, то таких людей много, каждый, кто занимается интересным для себя делом, строит свою собственную «империю успеха», обладает замечательными притягательными качествами для окружающих. С такими людьми всегда интересно, есть о чем поговорить и чему поучиться. Например, как в современных условиях открыть фотостудию? И сделать ее не просто милой и привлекательной, но и несомненно известной, стильной, прибыльной и конкурентоспособной?
Сегодня мы попросили поделиться секретами успеха очень деятельную и неутомимую владелицу фотостудии «Москва», интересного фотографа, нашего друга и решительно энергичного человека – Юлию Бородину.
– Юля, скажи, пожалуйста, неужели ты с детства мечтала стать фотографом и открыть фотостудию? Как вообще возникла идея создания этого проекта?
– Я не помню точно, кем я хотела стать в детстве, но про карьеру фотографа – точно не мечтала. Идея создания фотостудии появилась случайно и как-то все само собой сложилось: идея, деньги, помещение, ремонт, оборудование и т.д.
– Новое дело зачастую кажется неподъемным в плане финансирования. Отсутствие изначального капитала очень многих тормозит буквально с самого начала, не позволяя даже попытаться начать воплощение какого-либо своего проекта в жизнь. У тебя было много денег для того, чтобы взять и рискнуть заняться не просто фотографированием, а открыть студию, в которой еще и обучают?
– Деньги-деньги… Это так! Без начального капитала невозможно сделать материальный проект. Мы сейчас говорим не об онлайн-сервисах, где, надо сказать, все равно вкладываются недюжие собственные силы, а о вполне материальных оффлайн-проектах.
Посудите сами: аренда помещения (это не только оплаченный месяц, но и депозитные оплаты аренды, электроэнергии и проч.), ремонт, оборудование, зарплата сотрудникам (если такие планируются). Надо быть все-таки реалистами – подобные проекты без первоначальных вложений невозможны! Другое дело, что сегодня, имея идею, рассчитав стоимость ее реализации, сроки вывода в самоокупаемость и прибыль, можно привлечь инвесторов. И тогда мечта станет реальностью. Только не спрашивайте меня, где искать инвесторов!..
– Расскажи подробнее на что, или на кого, ты ориентировалась при открытии студии – выбор места, арсенал студийного оборудования и т.д.
– При выборе чего бы то ни было для своей студии, прежде всего я ориентировалась на собственные потребности. А также желания и интересы команды, с которой часто работаю. Имело значение расположение помещения. Обязательным условием была легкодоступность – недалеко до метро. Иначе визажисты со своими чемоданчиками полезностей не дойдут, а модели попросту не найдут. Знаю несколько студий в Москве, которые достаточно интересны, но совершенно недоступны безавтомобильному человеку. А вот все остальное в моем выборе помещения было второстепенно.
Что касается студийного оборудования, то я опиралась на собственный опыт. Лично для меня Hensel – это идеальное сочетание цены и качества. Немцы все-таки… В студии должно быть хорошее оборудование, надежное и действительно профессиональное. Бюджетные популярные китайские и корейские бренды хороши для домашнего использования. В большой профессиональной студии должно быть только нормальное профессиональное оборудование!
– Как ты считаешь, на чем стоит сэкономить, а на чем точно экономить нельзя?
– Как я уже говорила, нельзя экономить на оборудовании. Оно должно быть качественное. Стойки, насадки, лампы – все аксессуары должны быть хорошего качества. Но я, например, не вижу смысла не сэкономить на расходных материалах. Бумажные фоны для студии я покупаю самые простые.
– Считается, что в центре Москвы нельзя снять студию не за баснословные деньги. У вас цены на аренду померные. В чем секрет?
– Когда я планировала и открывала студию, то ориентировалась на широкую аудиторию фотографов и простые съемки. У нас в студии нет определенных интерьеров, все залы подходят, как для романтичной или детской съемки, так и для съемки модельных тестов, или актерского портфолио, каталогов и лукбуков.
Интерьеры студии обязывают соответствовать, и получается, что идеи съемки одни и те же. В Москве много интерьерных студий, арендовать время в которых стоит действительно больших денег. А вот чтобы просто собраться и поснимать красивые портреты, не обременяя себя будуарами, а соответственно, и высокими ценами – практически нет.
Я очень рада, что в моей студии снимают фотографы разных жанров и им у нас удобно создавать что-то интересное, не озираясь на часы и свой кошелек.
– Кто тебе помогает вести столь обширное хозяйство?
– Ооо! У меня много помощников!.. Это и прекрасные администраторы, и вежливые менеджеры, которые обрабатывают заявки, специальные люди, которые приходят и чинят все, что должно работать как часы. Ну, и конечно, мои партнеры.
– Как выбираешь партнеров для бизнеса?
– Они сами меня выбирают. Мои партнеры по студии имеют весьма косвенное отношение к фотографии. Но все абсолютно – успешные люди, с которыми интересно и приятно вести бизнес.
– Насколько сложно «держать марку» в современных условиях? Какие самые острые подводные камни на сегодняшний день?
– Держать марку достаточно просто. Нужно быть честным к себе и клиентам. Все наши клиенты – невероятно интересные люди! В стенах студии каждый день создается красота. Зачем тут что-то придумывать? Мы просто рады их видеть у себя и не скрываем этого.
Сегодня существует много студий, в том числе и плохих. А многие хорошие фотостудии стали просто ленивыми и не такими отзывчивыми к просьбам тех, кто к ним приходит. Я думаю, что в этом кроется основная проблема. В фотостудии должно быть чисто, удобно. Здесь должен быть вежливый персонал и скорость отклика на заявку/просьбу/пожелание. Мне самой в таких студиях приятно работать, и все мы стараемся предоставить в фотостудии «Москва».
– Как тебе кажется, без какого качества своего характера у тебя бы ничего не получилось? Что помогает двигаться вперед и не останавливаться?
– У меня ничего не получилось бы, если бы я не была упертой. Сейчас это модно называть целеустремленностью. Когда я оборачиваюсь назад и вижу, какой витиеватый путь уже был проделан, понимаю, что дальше будет настолько интересно, что останавливаться никак нельзя.
– Легко ли совмещать любимое занятие с повседневностью?
– Главное, чтобы любимое занятие не стало скучной повседневностью. Мои занятия так увлекательно устраивают мою жизнь, что серость им не грозит.
– Есть ли в твоем проекте конечная точка? Чего не хватает для полного счастья? Сможешь ли когда-нибудь сказать «я достигла всего, чего хотела»?
– Нет, конечной точки нет. Есть много планов, но финал я не представляла. А для полного счастья мне не хватает своего острова в Атлантическом океане, персонального самолета, тайской массажистки, свежего арбузного смузи и красивых закатов… Мне постоянно чего-то не хватает. Я стараюсь достичь определенных высот и получить то, что мне нужно или хочется. И я этого достигаю, или получаю. Потом понимаю, что мне опять чего-то не хватает и снова начинается движение. У меня есть подозрение, что так будет всегда.
– А чего больше всего не хватает сейчас, в чем ощущаешь постоянный дефицит?
– Единственное, чего мне часто не хватает – это времени. Столько всего интересного хочется реализовать, но приходится ставить приоритеты и что-то откладывать «на потом».
– Посоветуй, пожалуйста, чего не стоит делать никогда при начинании собственного проекта?
– Если начал – иди вперед и ни в чем не сомневайся. Если не начал и уже есть сомнения – не делай вообще!..