Способность искусства воздействовать на коллективное сознание и через него изменять мир, поистине чудесна, но как именно это происходит – загадка. Никто из социологов и историков не спорит, что искусство всегда было важной частью религии и власти, «помогало» влиять на умы, манипулируя массами.
В наши дни, как отмечает калифорнийский фотограф-документалист Алекс Томпсон (Alex Thompson), искусство зачастую становится рупором недовольных существующим положением. Автор многих работ, публиковавшихся в LA Weekly, The Guardian US и других известных изданиях много работает над освещением экологических проблем и их социальных последствий. Он размышляет над тем, может ли фотография – один из наиболее актуальных видов творчества – менять мир к лучшему (или к худшему).
Исторически сложилось так, что искусство стало способом познания мира. Художники изображением передают идеи, концепции, события так, как не смогут и тысячи слов. Неудивительно, что этой особенностью искусства пользовались во все времена для манипуляций – короли и наделенные властью особы заказывали у скульпторов и живописцев работы с определенным «посланием». Они использовались для декларирования определенной точки зрения, сохранения контроля над массами. Цель искусства, кроме художественной, была, таким образом, и «общественной» – если под последней понимать трепет и благоговение, которое оно должно было вызывать у людей.
Но как же в эту известную историческую ситуацию вписывается современная фотография? С ростом доступности и распространенности цифровых камер она становится рычагом, который способен влиять на общество не хуже ее живописных предшественников.
Фотография и война: возможность ощутить, увидеть и повысить осведомленность общества
Нельзя отрицать роль фотографии в формировании мнения общества о тех или иных событиях, особенно, глобальных. Знаменитое полотно Ника Ута (©Nick Ut) «Ужас войны» с бегущей от напалма вьетнамской девочкой, фото утонувшего сирийского мальчика-беженца, сделанное Нилюфер Демир (©Nilufer Demir), цикл Метта Блека (©Matt Black) «География нищеты», рассказывающий о беднейших жителях Соединенных Штатов – все это повышает нашу осведомленность о том, что происходит в мире. Эти значимые и масштабные работы имеют общую особенность: они способны влиять на эмоциональное состояние и, как следствие, на решения аудитории. Влияние невозможно точно измерить или досконально доказать, но исследовать безусловно существующую корреляцию необходимо.
Сила искусства такова, что ту самую фотографию Ника Ута иногда считают одной из причин прекращения войны во Вьетнаме. Доказательств этому нет, но растущее недовольство и возмущение жестокостью происходящего даже было причиной обвинений автора в некоторой спекуляции ситуацией. Так или иначе, вскоре после этого военные действия сошли на нет – что прекрасно иллюстрирует мысль об изменениях, которые может вызвать одно фото. Переданный в одной секунде весь ужас войны почувствовали люди во всем мире.
Тот же эффект произвела работа Нилюфер Демир, снявшей утонувшего во время кризиса в Сирии трехлетнего мальчика. Распространившееся по всему миру изображение продемонстрировало реалии войны и ситуацию с беженцами. Возмущение общественности услышали даже власти – к примеру, британский премьер-министр. Дэвиду Камерону пришлось согласиться с тем, что в страну необходимо впустить беженцев. Возможно, опубликовав снимок, фотограф спасла тысячи жизней.
Документальная фотография, как способ изменить мир
Репортаж и документалистика остро реагирует на проявления социальных «сложностей». Это иллюстрируют работы Мэтта Блэка, который создал цикл снимков о городах Америки, где число живущих за чертой бедности превышает 15%. Проехав по 70 крупным и небольшим населенным пунктам, он фотографировал лица нищенской прослойки США, и образы оказались, безусловно, сильными. Это рассказ о коррупции, искалеченных жизнях и долгом пути, на котором всем придется столкнуться с трудностями изменений. Разговор о бедности всегда сложен, и эти фотографии вряд ли будут забыты.
Цикл Блэка напоминает о работах Стейси Кранитц (©Stacy Kranitz), которая снимала в регионе центральных Аппалачей. Район, признанный одним из беднейших в США, известен печальной статистикой по низкому уровню образования. Фотограф рассказала трагичную историю о расизме, отсталости местного населения и… человечности, надеясь, что вокруг проблемы возникнет общественная дискуссия.
Нельзя категорично утверждать, что фотографии помогают людям непосредственно – это опасное заблуждение. Но они способны не просто привлечь внимание, а вызвать острое, даже болезненное чувство сопереживания, которое подталкивает людей к реальным действиям. Фотоизображения служат своеобразной антропологической летописью, в которой отражены жизни некоторых современников автора. Они дают нам возможность получить представление о сложности человеческой природы, и вызвать определенные ассоциации, принять людей, изображенных на снимках такими, как они есть.
Вопросы, которые освещает искусство фотографии, – от военных конфликтов до культуры
Многие фотографы используют свое творчество как платформу для высказываний. К примеру, Натали Кейссар занимается вопросами культуры молодежи, ее активности и места в политическом пространстве. Она не считает, что ее работы меняют мир напрямую, и не думает, что они должны это делать. Как и Стейси Кранитц, фотограф стремится к «улучшению взаимопонимания между людьми, созданию конструктивного диалога и вовлечению в него всех зрителей».
Мы знаем, что на любое изображение можно смотреть с разных позиций и интерпретировать его так, что первоначальный смысл если не исчезает, то сильно искажается. Но, в конце концов, язык искусства метафоричен, и каждый имеет право на собственное видение. Что важно в первую очередь, так это основная идея – а не сиюминутный контекст и не предмет, изображенный на снимке. Главное то, что человечество само определяет и свои «границы влияния», и меру власти над ситуацией. Если люди, вместо отказа замечать ужасы или неприятные для себя истины, позволяют им войти в свою жизнь и стать частью ее, это можно расценивать, как настоящий подвиг. В любом случае, уровень ответственности за происходящее и рамки, в которых человек принимает личные решения, существенно расширяются.
Знаменитый фотокорреспондент, ветеран документалистики конфликтов Лесли Стоун (©Leslie Stone) создал огромное количество работ на все возможные острые темы. Сегодня он занимается съемкой борьбы за сохранение окружающей среды и деятельности компаний, вовлеченных в добычу ископаемых видов топлива. Сам он говорит, что этот сложнейший труд если и станет причиной реальных изменений, то только через несколько десятилетий. Однако эти напоминания могут стать для нас наглядным уроком и причиной начать диалог о социальном прогрессе.
Фотография может стать катализатором перемен, но к ее функции нельзя подходить с позиций черно-белого максимализма. Не всегда на снимках отражаются ключевые мировые события – статуя кровавого диктатора падает на землю, войска уходят из разрушенной конфликтом области. Зачастую изменения начинаются с простого факта принятия ранее чуждого нам образа жизни, точки зрения.
Увидев что-то на фотографиях, нам легче осознать реальность и начать разговаривать друг с другом на одном языке. Мы в этом отчаянно нуждаемся. Съемка помогает прочувствовать на себе чужие испытания и невзгоды. Искусство крепко «вколачивает» это ощущение в коллективное сознание, сохраняя нашу историю, в том числе, с помощью фотографий, которые рассказывают правду. Они дают нам возможность осознать, что такое быть человеком, быть человечным.